24.08.2025
Караганда станет первым регионом Казахстана, где самолёты смогут оперативно заправляться без привлечения сторонних поставщиков топлива. Сегодня, 18 августа 2025 года, в аэропорту «Сары-Арка» заложили фундамент нового современного топливозаправочного комплекса (ТЗК), одновременно с подписанием стратегических соглашений между Казахстаном и Китаем.
Аким Карагандинской области Ермаганбет Булекпаев отметил, что подготовка ТЗК — это символ нового уровня доверия и партнёрства. Сейчас аэропорт обрабатывает до 50 000 тонн грузов в год, и в ближайшие четыре года этот объём планируется увеличить до 200 000 тонн. Это создаёт все предпосылки для превращения «Сары-Арки» в мощный мультимодальный хаб на маршруте «Китай — Европа».
Проект предусматривает три этапа:
1. I этап (до конца 2025 — начала 2026 года): разработка проекта и монтаж технологического оборудования.
2. II этап (до конца 2026 года): строительство резервуара объёмом 2 000 м³ и сопутствующего комплекса для обслуживания персонала.
3. III этап (III квартал 2027 года): расширение склада до 4 000 м³.
Комплекс соответствует европейским стандартам JIG, EI, AFQP и реализуется при сотрудничестве с Petro China.
Совместное предприятие **Silkway Aviation Airport Development (Silu Hangkong)**, созданное китайскими компаниями и казахстанской ASG (учредители — Тимур Турлов, Ерлан Оспанов и Руслан Габбасов), займётся поставками Jet A‑1 и организацией мультимодальных грузовых перевозок из Китая в Европу.
Ерлан Оспанов отметил, что это ключевой шаг в обеспечении топливной безопасности и развитии логистики в рамках инициативы «Один пояс — один путь». Новый комплекс позволит импортировать авиационное топливо формата Jet A‑1 — международный стандарт, пока недоступный даже в аэропорту Алматы — и создаст условия для роста количества рейсов, грузопотока, появлению новых авиаперевозчиков и снижению цен за счёт конкуренции.
Проект направлен на укрепление транзитной инфраструктуры, создание рабочих мест и поддержку региональной экономики. Jet A‑1 будет поставляться железной дорогой из Китая, храниться в специальных резервуарах, а территория комплекса будет благоустроена и озеленена.
Поставки топлива от Petro China, а также введение нулевой ставки НДС на его импорт, призваны диверсифицировать источники и снизить стоимость топлива в Казахстане. Стоимость первого этапа превышает миллион долларов и финансируется акционерами. Реализация рассчитана примерно на 9 месяцев — с учётом подготовки проектной документации и экспертиз.
Также были подписаны стратегические соглашения:
- о поставках авиатоплива между Petro China Kazakhstan и Silkway Aviation Airport Development;
- о развитии авиационного сотрудничества между аэропортами Урумчи и Караганды;
- о координации грузовых потоков между Silkway Aviation Airport Development и аэропортом Караганды.
Гэн Цзянь, генеральный директор Petro China International Kazakhstan Ltd., заявил о готовности поставлять качественное Jet A‑1 и поддерживать развитие авиационной инфраструктуры региона.
Ольга Баскакова (директор Turlov Private Holding и член совета директоров аэропорта «Сары‑Арка») пояснила, что идея проекта возникла из-за многолетней нехватки импортного авиационного топлива в стране. Новый ТЗК позволит Карагандинскому аэропорту стать первым в Казахстане, обеспечивающим приём и хранение Jet A‑1, повысит его конкурентоспособность и международную привлекательность, а также создаст предпосылки для строительства ангаров, складов, гостиницы и таможенной инфраструктуры.
Кроме того, комплекс позволит обслуживать самолёты, для которых Jet A‑1 является обязательным топливом по международным требованиям, что откроет новые маршруты и укрепит международные связи Казахстана.