Новым проектом в сфере транспортно-логистического сотрудничества между Казахстаном и Туркменистаном станет строительство туркменской стороной автомобильной дороги до границы с Казахстаном и моста через залив Гарабогазгол.
Реализация этого проекта может стать серьезным вкладом в развитие в Центральной Азии международной транспортной инфраструктуры. Причем как в рамках инициируемого Китаем создания транспортных артерий в рамках концепции Нового Шелкового пути, так и российско-иранского проекта «Север – Юг». В обоих случаях Казахстан является важной транзитной точкой.
Новая дорога может стать уникальной. Во всяком случае, в Центрально-Азиатском регионе таких еще не строили. Современный автобан шириной 22,5 метра будет проложен вдоль берега Каспийского моря – в малонаселенном регионе с тяжелыми климатическими условиями. Технической интригой проекта станет мост через горловину залива Кара-Богаз-Гол, протяженность которой составляет около 200 метров. Мост, видимо, с учетом подъездных путей, протянется на 354 метра.
К слову, автодорога на этом маршруте существует еще с советских времен, но она грунтовая и не имеет современной инфраструктуры. Автодорожники-пенсионеры рассказывают, что идея прокладки современной трассы обсуждалась еще в последние годы существования СССР, но не была реализована из-за начавшегося тогда подъема уровня воды в Каспии.
В пользу того, что строить новую дорогу в северном казахстанском направлении будут быстро и хорошо, говорит и модернизация порта Туркменбаши. Она завершилась в прошлом году и сделала порт самым мощным в Каспийском море. С учетом дороги, связывающей Туркменбаши со столицей, новая трасса от туркменско-казахстанской границы до порта сформирует коридор, по которому из западных регионов Казахстана можно будет попасть в Иран, Афганистан и западные регионы Узбекистана.
В перспективе этот проект даст Туркменистану возможность подключиться к огромным транзитным возможностям магистрали Западный Казахстан – Западный Китай. А что же он сулит нашей республике? Та часть грузооборота между Казахстаном и соседями, что осуществляется по Каспию, вряд ли перейдет на автоперевозки, поскольку возможностей морских перевозок вполне хватает. Но модернизированный автокоридор может дать импульс развитию тех районов Мангистауской области, по которым будет проходить казахстанская часть дороги. Для удаленного региона это очень важно. Кроме того, если новая трасса будет развита в инфраструктурном плане как с туркменской, так и с казахстанской стороны, это повысит привлекательность международного транспортного коридора Север – Юг, над которым работают Россия и Иран. Западная его часть проходит через Кавказ, восточная – через Казахстан и Туркменистан на Иран.
Благодаря мосту через залив, новая автодорога вдоль берега Каспия создает новый, более короткий коридор, который в определенной степени станет конкурентом для железной дороги, тем самым расширяя транзитные возможности Казахстана в регионе.
Новая дорога поможет увеличить товарооборот между Казахстаном и Туркменистаном, считает эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде первого президента Казахстана Лидия Пархомчик.
«Несомненно, строительство трассы от города Туркменбаши до границы с Казахстаном отвечает национальным интересам Туркменистана по линии укрепления торгово-экономических отношений с Казахстаном. В настоящее время Нур-Султан и Ашхабад заинтересованы в наращивании взаимного товарооборота до $1 млрд. в год, и новая дорога станет для этого хорошим подспорьем», — прокомментировала Пархомчик
Нужно отметить, продолжила эксперт, что в 2018 году объемы внешней торговли между странами составили всего $99,5 млн.
По ее словам, строительство трассы Туркменбаши –Карабогаз – граница Казахстана положительно скажется на показателях грузопотока и на российском направлении.
«Туркменистан стремится подготовить автодорожную систему к возможному росту транзитных грузов из России, в особенности после того как Казахстан к 2022 году завершит реконструкцию 277-километровой трассы Атырау – Астрахань. Ремонтные работы на трассе проводятся в рамках создания коридора Центр – Запад (Актобе – Атырау –граница РФ), который позволит существенно увеличить пассажирский и транспортный потоки между Казахстаном и Россией», — пояснила спикер.
По мнению Пархомчик, для Ашхабада актуализируется задача по модернизации транспортной инфраструктуры, которая бы стала элементом транзитного автодорожного полукольца вдоль восточного побережья Каспия.
«Более того, строительство автодороги также решает вопрос наращивания объемов транспортировки собственной продукции нефтегазохимического комплекса, предприятия которого расположены в Балканском велаяте. При этом речь может идти как об отправке грузов автомобильным транспортом в Казахстан, так и о транскаспийских перевозках через порт Туркменбаши», — подчеркнула эксперт.
Ко всему прочему, дополнила собеседник, интенсификация трансграничного взаимодействия с Туркменистаном в полной мере отвечает целям программы «Нұрлы жол» по развитию транспортной инфраструктуры Казахстана.
«Но при этом нужно иметь в виду, что реализация подобных проектов требует как значительных финансовых вложений, так и временных ресурсов», — уточнила спикер.
Вместе с тем, отметила она, для Казахстана развитие транспортно-логистического потенциала страны является одним из важнейших факторов экономического роста.
«Если говорить о стратегии развития транспортной инфраструктуры Мангистауской области, то можно отметить наличие явного фокуса на повышение связности внутри региона. Так, к примеру, если в 2012 году в неудовлетворительном состоянии находилось 40,5% автомобильных дорог области, в 2015 году их число было снижено до 16%, а в 2018 году данный показатель составил только 8%», — привела динамику эксперт.
При этом, уточнила она, поэтапно осуществлялась реконструкция трасс, которые являются частью международного транзитного коридора Астрахань –Атырау – Актау – граница Туркменистана.
«В 2017 году была завершена реконструкция 170-километрового участка данной дороги в направлении Актау – Шетпе. Помимо этого, в 2018 году завершена реконструкция 60-километровой автомобильной дороги на участке Шетпе – Бейнеу. Ремонтные работы на международной магистрали продолжились и в 2019 году. В частности, речь идет о реконструкции 73-километрового участка трассы в направлении Жетыбай – Жанаозен. Таким образом, можно говорить о том, что процесс реконструкции сегментов существующей автодорожной артерии до границы с Туркменистаном является частью масштабных работ по улучшению внутрирегиональной мобильности», — полагает спикер.
На прошедшем в апреле 2018 года казахстанско-туркменском бизнес-форуме, заметила эксперт, глава Мангистауской области заявил о готовности начать дорожные работы на оставшемся 164-километровом участке трассы Жанаозен – граница Туркменистана.
«Однако очевидно, что для активизации автодорожного сообщения необходимо понимание важности проведения аналогичных работ и со стороны Туркменистана. Именно поэтому решение туркменского руководства начать в ближайшем будущем разработку проектно-сметной документации и экологической экспертизы проекта автобана Туркменбаши – Карабогаз – граница Казахстана является тем самым шагом, который позволит расширить двухстороннее транспортное сотрудничество», — подытожила Пархомчик.
Сейчас Мангистаускую область Казахстана и Туркменбаши соединяет грунтовая дорога.
Источник: casp-geo.ru