05.01.2024
Нацкомпания предлагает установить четкий баланс между внутренними, экспортными, импортными и транзитными направлениями.
По словам сенатора Закиржана Кузиева, на сегодняшний день железнодорожный транспорт является важнейшей составляющей частью производственной инфраструктуры страны, передает inbusiness.kz.
"Географические условия Казахстана, отсутствие прямого выхода к морю, обширная территория делают роль железнодорожного транспорта в экономике ключевой. К сожалению, несмотря на все устремления правительства и руководства КТЖ, мы так и не смогли сделать железнодорожный холдинг высокоэффективным. Более того, за последние годы в указанной сфере накопился ряд серьезных проблем. По всей стране недостаточно развита железнодорожная сеть, растет износ основных средств, дефицит пассажирского подвижного состава, низкий уровень сервиса", – сказал он.
Парк вагонов КТЖ на сегодняшний день составляет 2228 единиц, из них 776 вагонов, или 35% от общего количества, старше 28 лет, добавил депутат. Средний износ пассажирских вагонов – 53%, грузовых – 57%, а локомотивов – более 67%.
"Существующие проблемы резко ухудшают привлекательность транзита через Казахстан, заставляют соседние страны искать альтернативные маршруты. В начале октябре текущего года к нам обратилась Ассоциация национальных экспедиторов. В своем обращении они отметили, что получают отказы от ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки" в согласовании основных и дополнительных планов перевозок на экспорт и транзит. В то же время согласование планов для своих экспедиторов АО "Кедентранссервис" и АО "КТЖ Экспресс" осуществляется беспрепятственно. Агентство по защите и развитию конкуренции отмечает, что операторы магистральных путей предоставляют ряд преимуществ "своим" компаниям, что создает неравные условия для других. В результате анализа видов деятельности КТЖ выявлено, что с антимонопольным органом согласовано лишь 81 из 424 видов деятельности, то есть всего 19%", – продолжил он.
Таким образом, по его словам, своими действиями ТОО "КТЖ – Грузовые перевозки" нарушает отлаженную за десятки лет технологию осуществления экспортных перевозок, создают неравные конкурентные условия.
"Вместе с тем отмечаем неэффективное планирование и управление движением на магистральной сети. Так, в начале года простаивало свыше 400 составов, брошенных на путях. В целом в отрасли отмечается низкий уровень автоматизации, отсутствует либо не в полной мере функционируют планирование и контроль организации перевозок, планирование маневровой и грузовых работ на ж/д станциях. При этом стоит отметить, что основным источникам доходов КТЖ является доход от грузовых перевозок — это более 86%. В результате наша железная дорога неконкурентоспособна ни на внутреннем рынке, ни за ее пределами", – пояснил он.
Учитывая вышеуказанное, а также многочисленные жалобы от грузоотправителей и субъектов бизнеса в целом, сенатор просит премьер-министра Алихана Смаилова дать поручение по устранению неравных конкурентных условий в части согласования основных и дополнительных планов перевозок на экспорт и транзит.
"Рассмотреть вопрос установления нацперевозчикам четкого баланса в развитии всех четырех направлений: внутреннем, экспортном, импортном и транзитном; дать поручения компетентным государственным органам организовать проверку деятельности АО "НК "КТЖ" в сфере осуществления экспортных, транзитных перевозок на нарушения законодательства в области защиты конкуренции; представить информацию по мерам трансформации КТЖ в полноценную транспортно-логистическую компанию", – резюмировал он.
Источник: inbusiness.kz