17.12.2024
На железнодорожной сети России зафиксирован избыток грузовых вагонов, что уже приводит к снижению производительности и замедлению сроков доставки грузов. В связи с этим ОАО «РЖД» планирует вывести из эксплуатации и отправить в отстой порядка 130 тысяч вагонов до 1 декабря 2024 года. Это решение призвано сократить избыточный парк и стабилизировать ситуацию на рынке перевозок внутри России. Однако такие меры могут существенно повлиять на соседние страны, в частности на Казахстан, который является активным участником общего рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Для понимания масштаба проблемы стоит отметить, что общий парк грузовых вагонов стран ЕАЭС распределяется следующим образом:
- Россия — около 1 378 000 вагонов,
- Казахстан — 140 000 вагонов,
- Беларусь — 47 000 вагонов,
- Кыргызстан — 1 690 вагонов,
- Армения — 1 190 вагонов.
Планируемое сокращение в России на 130 000 вагонов фактически сопоставимо с полным парком Казахстана. Это вызывает обоснованное беспокойство, поскольку дисбаланс на рынке перевозок может привести к снижению конкурентоспособности казахстанских операторов, которые зависят от общего рынка вагонного парка.
Дополнительно, сложившаяся ситуация может повлиять на другие страны Центральной Азии и на весь рынок 1520-миллиметровой железнодорожной колеи, охватывающий страны СНГ и Балтии. Поскольку грузопотоки между регионами тесно связаны, значительное сокращение вагонного парка в России способно вызвать трудности с логистикой и увеличением затрат на перевозки.
В такой ситуации Казахстану необходимо выработать стратегические решения для защиты интересов национального бизнеса. Государству важно поддерживать отечественные компании, занимающиеся оперированием грузовых вагонов и вагоностроением. При этом следует соблюдать баланс между открытостью экономики и приоритетной защитой национальных интересов.
Одним из возможных решений может стать повышение эффективности использования существующего парка вагонов, а также модернизация подвижного состава. Важно усилить диалог внутри ЕАЭС для координации мер, которые не будут ущемлять интересы участников союза. Казахстан должен оставаться активным игроком в региональной экономике, сохраняя стабильность на рынке железнодорожных перевозок и укрепляя свою логистическую позицию на евразийском пространстве.
Сохранение баланса между экономической интеграцией и защитой национальных интересов станет ключевым фактором для обеспечения устойчивого развития казахстанского рынка грузовых вагонов.